ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ.
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ".
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Поэтому необходимо создать такие условия в детском саду, в которых физические и духовные возможности ребенка раскроются во всей полноте.
В нашем детском саду ведется работа по созданию необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей.
Здание типовое, 1989 года постройки. Имеются физкультурный зал и музыкальный зал(совмещенные) все занятия, развлечения, утренняя гимнастика проводятся в них. В каждой группе имеется физкультурный уголок со спортивным оборудованием, , позволяющими реализовать двигательную активность детей.
Также на всех прогулочных участках установлены спортивно-игровые конструкции, который активно используется для проведения различных мероприятий и физкультурных занятий в любое время года.
Медицинское обслуживание осуществляется медицинской сестрой.
Основная задача охраны здоровья - снижение заболеваемости у детей, приучение растущего организма к способности переносить перепады температуры в окружающей среде.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия: кварцевание групп в холодное время года, витаминотерапия, щадящее закаливание, ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, а также большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.
Кроме того, большое внимание уделяется организации адаптационного периода для детей, вновь поступивших в ДОУ. Разработан комплекс мероприятий по снижению срока привыкания детей к ДОУ, такие как:
• анкетирование родителей на тему "Готовность ребенка к поступлению в детский сад";
• пребывание ребенком небольшого отрезка времени в детском саду вместе с мамой (бабушкой);
• изучение и учет особенностей его поведения дома и привычек;
• щадящий режим.
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующий.
Существуют определенные правила (инструкции) охраны жизни и здоровья детей.
Создание комфортной психологической обстановки в группе
В детском саду осуществляется постоянный контроль за физическим воспитанием детей. Динамичное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей и оценка эффективности воздействия средств физического воспитания осуществляется не только при плановых профилактических осмотрах детей врачами районной поликлиники и медицинской сестрой ДОУ, но и заведующей ДОУ.
Нами осуществляется медико-педагогический контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за проведением закаливающих мероприятий, а также за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.
Имеется специальная литература по физическому воспитанию и развитию детей, который постоянно пополняется новыми книгами и пособиями, кроме того, имеется богатый выбор литературы для детей по формированию здорового образа жизни, такие как "Твоя безопасность", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра", "Уроки светофорика".
Особое внимание уделяем повышению квалификации воспитателей, используя различные формы работы: Советы педагогов, семинары, консультации, изучение опыта работы других ДОУ по данному вопросу.
Воспитатели проводят диагностику развития навыков у детей 2 раза в год (в сентябре и мае). На основе полученных данных составляется диагностическая карта, которая наглядно показывает уровень развития физических навыков у детей.
Воспитатели проводят с детьми занятия познавательного цикла на темы: "Чистота - залог здоровья", "Знания о собственном теле", "Оказание элементарной помощи", "Безопасное поведение в социуме и природе", на которых дети закрепляют правила безопасности поведения.
Большая работа проводится и с родителями по вопросам здорового образа жизни на родительских собраниях, консультациях, посредством использования наглядных средств (санбюллетений, экранов заболеваемости детей), а также привлечения родителей к подготовке и участию в спортивных праздниках, соревнованиях.
Питание воспитанников организовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: соблюдается режим питания, выполняются натуральные нормы питания.
Для организации питьевого режима используется охлажденная кипяченая вода. Необходимая посуда имеется в достаточном количестве.
Контроль за приготовлением пищи осуществляют комиссия по закладке основных продуктов в котел и бракеражная комиссия по контролю готовой продукции. Ответственность за организацию питания детей в Учреждении возлагается на заведующего ДОУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
1. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду по нормам СанПин.
2. Организация питания в дошкольных учреждениях возлагается на заведующего ДОУ.
3. Продукты питания приобретаются в торгующих организациях при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора на их использование в дошкольных учреждениях.
4. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям ребенка дошкольного возраста и недолжны оказывать на него вредного воздействия (ФЗ ст.15 п.1)
5. Пищевые продукты продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации детям дошкольного возраста должны соответствовать санитарным правилам (ФЗ ст.15 п.2)
6. Питание детей ДОУ осуществляется в соответствии с двадцатидневным меню, с учетом пищевой ценности отдельных видов блюд.
7. Правильная организация питания детей в дошкольном учреждении предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
7.1.1. Составление полноценного рациона питания;
7.2.2. Использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
7.2.3. Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;
7.2.4. Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;
7.2.5. Правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно-просветительской работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
7.2.6. Учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменений в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона;
7.2.7. Особенности развития, периода адаптации, хронических заболеваний;
7.2.8. Строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
7.2.9. Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в столовой;
7.2.10. Учет эффективности питания детей.
КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ
1. Контроль за правильной организацией питания детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, осуществляется руководителем, медицинским работником и бракеражной комиссией ДОУ.
2. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:
2.1. Контролирует деятельность завхоза по составлению своевременных заявок в торгующие организации на необходимое количество продуктов;
2.2. Следит за правильным использованием ассигнований на питание;
2.3. Следит за соответствием получаемых продуктов; за соответствием действующему натуральному набору продуктов;
2.4. Контролирует организацию доставки продуктов в учреждение, соблюдение правил их хранения и использования, постановку работы на пищеблоке, правильность составления меню-раскладок, соблюдение санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздачи пищи, периодически проверяет организацию питания детей в группах.
3. В соответствии с положением о дошкольном образовательном учреждении медсестра ДОУ осуществляет контроль за:
3.1. Качеством доставляемых в учреждении продуктов;
3.2. Организацией их правильного хранения;
3.3. Соблюдением сроков реализации;
3.4. Составлением меню-раскладок;
3.5. Качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах;
3.6. Санитарным состоянием пищеблока;
3.7. Соблюдением правил личной гигиены работников;
3.8. Организацией питания детей в группах.
4. Бракеражная комиссия осуществляет контроль за:
4.1. Соблюдением санитарно-гигиенической транспортировкой, доставкой и разгрузкой продуктов питания;
4.2. Следит за правильностью составления меню-раскладки;
4.3. Организацией работы пищеблока;
4.4. Сроками реализации продуктов питания и качественным приготовлением пищи;
4.5. Присутствуют на закладке продуктов в котел и проверяют выход блюд и т.д.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ
1. Финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе государственного и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника (закон РФ «Об образовании»).
2. Источниками формирования финансовых средств учреждения являются:
2.1. Бюджетные и внебюджетные средства;
2.2. Плата, взимаемая в соответствии с законодательством РФ и Уставом, с родителей (законных представителей) воспитанников;
2.3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
2.4. Другие источники в соответствии с законодательством РФ.
***
В детском саду организовано трехразовое питание в соответствии с двадцатидневным меню, утвержденным заведующим учреждением. Дополнительно дети получают второй завтрак (сок или фрукты).
Завтрак состоит из горячего блюда (молочная каша, запеканка, творожное или яичное блюдо), бутерброда и горячего напитка.
Обед включает закуску (салат), первое блюдо (суп), второе блюдо (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
Полдник состоит из напитка (молочные, кисломолочные напитки, сок или чай), булочных или кондитерских изделий без крем; запеканки, творожного или яичного блюда.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (пункт 15.7) в детском саду предусмотрено ежедневное использование в питании детей следующих продуктов:
-молока или кисломолочных напитков;
-мяса или рыбы;
картофеля и других овощей;
-свежих фруктов;
-хлеба ржаного и пшеничного;
-сливочного и растительного масла;
-сахара и соли.
Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2-3 раза в неделю.
При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии:
-варка;
-запекание;
-припускание;
-пассерование;
-тушение;
-приготовление на пару.
При приготовлении блюд жарка не применяется.
При кулинарной обработке пищевых продуктов работниками пищеблока обеспечивается выполнение технологии приготовления блюд, соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Медицинской сестрой проводится С-витаминизация третьего блюда (в обед).
***
Охрана и укрепление здоровья воспитанников детского сада осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. СанПиН 2.4.1. 3049-13.